К двигателям мелкой сельхозтехники из-за специфики работы предъявляются особые требования. Одно из них — небольшой вес. Особенно это важно для триммеров и мотокос, которые являются ручным инструментом. Этому условию удовлетворяют двухтактные двигатели, в которых применяется специальная смазка. Здесь речь пойдет про масло для мотокосы и триммеров, но оно применимо и в такой технике как бензопилы, воздуходувы и т. п. Многие часто задаются вопросом, можно ли залить в садовую технику обычное машинное масло. Однако ответ будет только отрицательным, и почему привычное автосредство не подходит для работы двухтактных двигателей, выясним далее.
Роли, которые выполняет масло для триммера в двигателе
Двухтактные (2Т) моторы завершают цикл работы за два такта вместо четырех, как это происходит в четырехтактных. Соответственно у них меньше движимых частей за счет отсутствия газораспределительного механизма, они дешевле в производстве и обслуживании, развивают большую мощность, чем четырехтактные, быстрее разгоняются до предельных оборотов. Отличие есть и в способе смазывания. Конструктивно подача смазки возможна только в камеру сгорания. Поэтому на этапе заправки бензин смешивается с маслом для косилки в определенной пропорции. Такая смесь попадая в поршневой узел смазывает стенки цилиндра, подшипники шатуна, коленвала и потом сгорает. В том числе сгорают и мелкие частицы смазки, продукты горения выбрасываются наружу. Есть двухтактные моторы, в которых смазка и топливо подаются в камеру сгорания раздельно, но они редко встречаются, и все равно масло для триммеров сгорает, происходит его полная потеря.
Таким образом масло для садовой техники должно обладать несколько иными свойствами, чем то, которое применяется в автомобилях. Так как оно сразу сгорает, ему не нужен длительный срок службы, зато должно оставаться как можно меньше нагара. Детали 2Т двигателя нагреваются гораздо сильнее четырехтактных, охлаждение не такое совершенное, и в этих условиях смазка должна решать несколько задач одновременно:
- защищать металл от коррозии и окисления;
- растворять отложения и сажу, минимизируя их образование;
- проводить охлаждение;
- смазывать все поверхности, подвергающиеся трению.
Особые требования, которым должно удовлетворять масло для газонокосилки
Обычно при сильных морозах такой техникой практически не пользуются, но работать смазке с высокими температурами летом обязательно приходится. Причем она должна обладать оптимальной вязкостью: с одной стороны, чтобы не создавать большого сопротивления движению, с другой — масляная пленка должна быть тонкой, но достаточно прочной.
На особом счету стоит необходимость как можно меньшей зольности. Продукты сгорания смеси сразу выбрасываются в атмосферу и, если масло для мотокос имеет много посторонних примесей, то образуется заметный сизый дым. Это требования по экологичности, которые также важно соблюдать.
Масло для триммера: особенности состава
Базовая основа должна иметь мало посторонних примесей, в частности из-за норм по зольности и дымности. Обычно этого добиваются дополнительной очисткой при крекинге.
Для придания маслу в мотокосу необходимых качеств к базовой основе добавляют специальные присадки:
- против вспенивания — 2Т двигатели обычно имеют более высокие обороты и актуальность того, что жидкость не должна пениться высокая;
- для возможности в любых условиях хорошего смешивания топлива и масла в газонокосилку;
- для уменьшения коррозии, особенно в зимний период, когда такая техника не используется;
- с целью улучшения термической устойчивости узлов и стабилизации вязкости при повышении температуры;
- для предотвращения образования отложений и нагара в камере сгорания — это важно, т. к. здесь воспламеняется и смазка;
- дымоподавители, специальные сурфактанты, которые снижают количество частиц дыма.
Поэтому, если купить масло для триммера не представляется возможным, лучше отложить работу, но не заливать смазку для четырехтактных моторов, учитывая такие различия. Техника работать будет, однако снизится ее ресурс.
Международная стандартизация: масло для триммеров и другого похожего оборудования
При выборе таких лубрикантов более актуально обращать внимание на соответствие классификации API (Американский Институт Нефти), который руководствуется данными, полученными после экспериментов на двигателях. В их обозначении после API стоят две латинские буквы: T и следующая чем дальше от начала алфавита, тем лучше. Например, API TC.
В Японии традиционно используется много двухтактных моторов и разработан стандарт JASO, учитывающий все возрастающие требования к смазкам по влиянию на окружающую среду и ряд других показателей. Принцип обозначения тот же, например, JASO FC.
Один из главных критериев правильной покупки — приобрести масло для садовой техники у производителя. Если это будет отечественная фирма, сертифицирующая товар по международным стандартам, то можно выиграть не только в качестве, приобретая оригинальный товар, но и в цене, получая продукцию напрямую. Такие возможности дает, например, украинская кампания TEMOL, предлагая широкий ассортимент качественных смазочных материалов и автохимии.