Применение в конструкции транспортного средства водяного насоса (помпы, что является одним и тем же) позволяет обеспечить надлежащую циркуляцию охлаждающей жидкости – воды или антифриза по всей длине системы охлаждения двигателя. Под действием насоса, создающего специальное давление, вода или иная охлаждающая жидкость проникает в специальные отверстия двигателя автомобиля и забирает на себя часть излишнего тепла, которое вместе с горячей жидкостью выводиться наружу. Качественная водяная помпа автомобиля имеет высокие параметры надежности и долговечности, обладает необходимой мощностью, позволяющей надлежащее прокачивание воды в системе охлаждения двигателя, и не предъявляет особых требований к обслуживанию.
Конструктивные особенности работы водяной помпы
Большинство современных моделей автомобилей оснащены центробежными насосами для прокачивания воды, конструктивно зависимых от функциональности коленчатого вала, к которому подсоединен ремень, передающий механическое усилие от коленвала к насосу и приводящий его в действие. Корпус водяной помпы, с расположенной внутри приводной осью и закрытыми подшипниками, изготовлен из сплава на основе алюминия. Место расположения крыльчатки и шкива водяного насоса – вне его корпуса. Герметичность крепления насоса к двигателю обеспечивает специальная асбестовая прокладка.
Вращательное усилие водная помпа получает от коленвала, соединенного ремнем со шкивом или зубчатым колесом. Полученное усилие передается через приводную ось на крыльчатку, которая благодаря лопастному колесу, захватывает и приводит в действие рабочую жидкость, заставляя ее двигаться и циркулировать в пределах охлаждающей системы. Именно из-за облома лопастей, расположенных на крыльчатке водяной помпы, уменьшается количество охлаждающей жидкости, поступающей в двигатель, что в свою очередь может привести к его перегреву. Неисправность водяного насоса может возникать из-за изношенности подшипников, повреждения сальников и/или попадания в систему охлаждения частичек герметика, который использовался для герметизации стенок радиатора.
По каким признакам можно узнать о неисправности помпы
Благодаря своевременному выявлению неполадок, возникших в работе водяной помпы, можно предотвратить перегрев двигателя автомобиля. К числу основных «симптомов», свидетельствующих о неполадках в работе насоса, относятся:
- появление нетипичного (постороннего) шума, вызванного изношенными или раскрошенными шарикоподшипниками;
- появление протечки жидкости на корпусе водяной помпы или в месте, где находится уплотнитель;
- появление в салоне авто запаха, исходящего от протекающей охлаждающей жидкости.
Главным признаком неисправности водяного насоса являются показатели датчиков, свидетельствующих о перегревании двигателя даже на небольших оборотах. Ремонт современных насосов экономически не обоснован, поэтому при замене ремня ГРМ желательно также провести замену водяной помпы.